povstanets ([info]povstanets) wrote,

Солженицын и пустота

Государственный официоз "Российская газета" пригласила меня принять участие в камланиях, посвященных юбилею Февральской революции. Даже не самой революции, а статье Солженицына о ней.

А дело в том, что я никогда никакого Солженицына не читал. Веренее в школе я прочитал про будни Ивана Денисыча и понял, что дальше читать не интересно. И не стал.

Вот, а теперь мне прислали его статью о Феврале и это было откровение! Никогда бы не подумал, что Солжик занимает в литературе и общественной мысли то же место, что группа Тату на эстраде. Я все же думал, что Исаевич - это Кобзон. Или какой-нибудь Тальков. А он - "Тату". Иванушка-интернейшенл.

Ничего более филистерского, поверхностного, плоского и, одновременно, напыщенного я уже давно не видел. Ну разве что в ЖЖ странички ушибленных реакционеров. Да и то...

Первое что царапает глаз в размышлениях великого писателя - это язык. Надо долго работать над собой, чтобы освоить все эти "измыслили", "огруженный", "расположение привязанностей и беспокойств", "процесс померкания национального сознания", "ибо", "яко" и, конечно, "поелику". Как это "померкание"? Какое, в жопу, житие твое?

Впрочем, черт с ним, со стилем. Главное зрить в корень. С этим у нобелевского лауреата все в порядке. Тезис первый: ничего не было. Вот как:
 
"Но в 1905-06 не произошло существенных перемен государственной и народной жизни, и не было движения миллионных масс: была симуляция революции... А Февраль - даже неправдоподобен: дремота страны, ничтожное участие масс... А Октябрь - короткий грубый местный военный переворот по плану, какая уж там революция?"

Действительно, какая? Никакой, можно сказать. Одна срамота!

Тезис второй: вся эта нелепая, трагическая случайность "воспоследствовала" за неверным и роковым "расположением привязанностей и беспокойств" Государя (неизменно с большой буквы "Г"!). Ведь если бы "микробы кори нашли горла царских детей в Могилеве, а не в Царском", то все бы "переменилось", "открывая возможность иного хода российских событий". Протопопов не смог бы мрочить Г., до Г. дошли бы телеграммы царицы ("Те перехватчики, лишившие Государя знания (не иначе Господь Бог! -П.) в самый опасный день, может быть больше склонили судьбу России, чем целый красный корпус в Гражданскую войну". Во как. Перехватчики виноваты). Ах, какая жалость, что Г. поехал в Псков и оказался там в одиночестве, без поддержки домочадцев! Окажись он в Ставке и... он бы прекрыл подвоз хлеба в столицу! И тогда - красота: "А чуть-чуть затем изменись положение, стань в Петрограде вместо фунта хлеба - полфунта, затем и четвертушка - смакует благообразный Александр Исаевич - и все эти расхлябанные, необученные да и не вооруженные запасные батальоны с такой же легкостью отъединились бы (стиль!- П.) от революции... и быстро бы пересохли глотки у ораторов, они бы кинулись через финскую границу, а не толкали бы в Действующую армию "приказ №1""!

Стало быть, правы были большевики с анархистами, когда говорили о "костлявой руке голода", которой контрреволюция хочет задушить столицу? А им все: "провокаторы", "паникеры"...

Ближе к концу, на 25 странице Солжик переступает через себя. Да, говорит он, был наш последний Г. "добрым христианином", прекрасным семьянином и вообще дамой приятной во всех отношениях, но... Но не годился. Не дотягивал. Твердости не было. Характером не выдался. Надо было пулеметами по толпе ("никакая революция против пулеметов невозможна!"), а он щадил... Так вот из-за того, что "микробы кори" так неаккуратно обшлись с этим ничтожеством  Г., вот именно из-за этих роковых микробов и рухнуло все ("Все что нажито непосильным трудом!").

Так и что бы все это значило? Отчего микробы так несправедливо обошлись с вековой монархией? Ну, это как раз ясно: "Смута послана нам за то, что народ Бога забыл. И я думаю, что это привременное (что бы это не значило - П.) народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу 20 века самыми научными изысканиями". Тут я лично присоединяюсь к Исаичу: конечно, любая банальность - гораздо глубже того, что он (с единомышленниками) может достичь своими изысканиями! Никаких сомнений!

И вот, забыл народ Бога и оттого у народа случился "национальный обморок" и "полная потеря национального сознания". "Надо было бы по народу из пушек, из пулеметов, а потом - плетьми... вот тогда бы национальное сознание ого-го!" Впрочем и басурманам рано радоваться, им тоже будет плохо (но позже):

"Тут, быстротечно, сказалась модель опять-таки мирового развития (Да неужели?! - П.). Процесс померкания национального сознания перед лицом всеобщего "прогресса" происходил и на Западе... и развязка еще впереди." Вот что правда - то правда! Ей, впереди!

ЗЫ. Ну все, я побежал говорить про микробы и про померкание. Интересно, меня звали как анфан-терибля? Ну я им сейчас устрою расположение привязанностей и беспокойств! Следите за прессой!

  • Post a new comment

    Error

  • 33 comments

[info]puffinus

February 15 2007, 10:45:39 UTC 5 years ago

Устрой, Повстанец, обязательно устрой!:)
А насчет твоего поста - сильно, но, что называется, из пушки по воробьям. Солж полностью сгнил самое малое лет двадцать назад. Сравнив его с "Та-той" и "Иванушками", ты ему безбожно польстил.

[info]povstanets

February 15 2007, 10:54:06 UTC 5 years ago

тут три обстоятельства:
1. статья 23 летней давности, но публиковаться будет только сейчас, к юбилею
2. публиковаться будет в российском официозе, а значит власть дает санкцию на актуализацию темы. Нам же важна борьба за публичное пространство, а не солж. он только предлог.
3. ну и наконец, я-то не знал, что он такое ничтожество и бездарь!

[info]puffinus

5 years ago

[info]kir1

February 15 2007, 12:36:46 UTC 5 years ago

"Смута послана нам за то, что народ Бога забыл. "
- ой ёёёё
ссылка на авторитета блин (это я про Бога)

[info]reineke

February 15 2007, 13:39:28 UTC 5 years ago

а литература тут при чём?
===

Читал Солженицына? - читал. - не читай, не читай, не читай... :-)

[info]kolobok1973

February 15 2007, 13:45:41 UTC 5 years ago

Удачи тебе в побивании гидры!

Хотела по итогам прочтения присланной тобой статьи пост написать, но не буду. Просто ссылку на тебя дам.

[info]dadrov

February 15 2007, 14:50:29 UTC 5 years ago

Тллько про костлявую руку голода ни большевики, ни анархисты не говорили.

А все остальное - не новость. Уровень Солженицина ужасающи низок во всем - в знаниях истории, в литературе, если то, что он пишет называть не графоманией, а именно литературой. Во всем! Но, будучи назначен Пророком н продолжает нести ахинею, млея в заходящих лучах собственной славы. А лучше бы помолчал.

[info]povstanets

February 15 2007, 21:58:18 UTC 5 years ago

ну да, про Солжа верно.

А про костлявую руку голода писали вообще все левые. Больше всего большевики (сам Ленин писал, Троцкий писал, "Правда" писала каждый день). Анархи вообще писали меньше, но когда писали - про руку упоминали обязательно!

[info]yakimets

February 15 2007, 14:55:27 UTC 5 years ago

Посмеялся, да
Ну, по Слыжыницыну еще Войнович оттоптался в "Москве-2042", не ново.
Вот тема Февраля интересна. Действительно, ведь, революция случилась, все рухнуло, власть выпала изо всех буквально рук - и ни одна сцука ее не взяла, кроме большевичков. Да и большевики, власть вдруг обретя, в первый момент ошеломленно глазами хлопали. Интересно, повторится ли такое? К захвату власти (точнее, к подобранию из лужи) по-большевицки сейчас готовы только всякие ДПНИ.

[info]povstanets

February 15 2007, 22:05:15 UTC 5 years ago

Про солжа - откровение только для меня, я ведь его не читал раньше)

А про Февраль - я думаю вы не правы. Выпавшую власть тутже подобрали главные сцуки, Милюковы, гучковы, львовы, керенские. На языке классовой социологии - буржуазия, на наречии политологии - либералы. Они-то не смущались. Власти боялись умеренные социалисты - эсеры (кроме левых) и меньшевики (кроме, отчасти, группы Мартова). И их-то история и наказала сильнее всех.

А нынче в том-то и проблема, что нет никакой вообще политической инфраструктуры, которая могла бы канализировать энергию перемен. Вот рухнут все эти менеджеры и некому подхватить... Вы правы. Только и ПНИ в жопе: они как союз русского народа - для погромов годятся, брать деньги в МВД тоже подходят, а вот власть взять - хрен.

[info]ex_olshansk

February 15 2007, 15:06:33 UTC 5 years ago

скажите, вам кто в 1917 году симпатичнее всех?

Anonymous

February 15 2007, 15:15:55 UTC 5 years ago

Ленин В.И.
правда, его тогда в России не было :)

[info]kolobok1973

February 15 2007, 15:43:50 UTC 5 years ago

povstanets - анархист:), Нестор Иванович ему симпатичен;)

[info]povstanets

February 15 2007, 22:14:58 UTC 5 years ago

симпатичнее? Да много там было обаятельных людей.

Политически, по-моему, надо было быть: до Бреста - с Лениным (я не марксист, но эсеры оказались либо дураками, либо трусами, а анархи вообще Бог весть чем занимались; на даче Дурново мир не переделаешь), потом - ПЛСР или, на худой конец, "левым коммунистом", потом - Махно (если пришлось жить в столицах, - скрепя сердце - за большевиков), потом - Крондштадт или "рабочая оппозиция"; потом уже совсем кисло, но, что поделаешь, - Троцкий.

[info]ex_olshansk

February 15 2007, 22:18:11 UTC 5 years ago

все ваши варианты ведут в подвал
по-моему это повод задуматься о том зачем нужна такая революция кот-я ведет вас в подвал

[info]povstanets

5 years ago

[info]red_kosmopolit

February 15 2007, 15:36:15 UTC 5 years ago

Очень неплохо вы "совесть нации" приложили.

[info]_socialist

February 15 2007, 21:34:35 UTC 5 years ago

Слегка offtop,но все ж в тему:
Насчет голода проблема самая актуальная. Февраль начался именно с голодных демонстраций и бунтов. Причины сложные...но результаты вполне закономерные. Власть не справилась с экономикой и допустила голод в городах,в частности в Питере,чсто и сыграло роковую роль (для власти,естественно. Проблема еще осенью 1916 начала обостряться.

[info]povstanets

February 15 2007, 22:17:12 UTC 5 years ago

это все конечно, только проблемы с голодом бывали и пострашнее, а революций не вызывали. у революций бывают причины поглубже.

[info]_socialist

5 years ago

[info]puffinus

February 16 2007, 07:43:06 UTC 5 years ago

Повстанец, ты бы рассказал, как там дело-то было...

[info]povstanets

February 16 2007, 07:59:46 UTC 5 years ago

очень забавно)) если опубликуют без провокаций - можно считать успехом.
а оппоненты - из "Яблока" и "Молодой гвардии" повеселили до колик. Не знаю, может пост об этом написать...

[info]povstanets

5 years ago

[info]puffinus

5 years ago

[info]povstanets

5 years ago

[info]koka57

February 16 2007, 15:26:45 UTC 5 years ago

Да с чем тут спорить и чему удивляться? Солженицина интересно читать только в тот момент, когда он это написал. Архипелаг интересно было читать, когда толком никто про это не писал, В круге первом, читалось на ура до того, как появился вал литературы научной и околонаучной о Сталине, где все то же рассматривалось подробнее, на основе документов, а не на основе собственных измышлений отдельно взятого автора. Вот и эта статья 23 года назад, т.е. в 84 может и вызвала бы интерес среди явных и молчаливых дисседентов, а также среди некоторых эмигрантов. Да и то, раз тогда не опубликовали, значит не пошло, тоже наверно показалось слишком.
Вот только интересно, зачем ее сейчас собираются публиковать? Насколько я понимаю А.И. сейчас выполняет роль "свадебного генерала". Он вроде как живой классик, но его не очень-то зовут в телевизор, радио, газеты. Да и на этом обсуждении, как я понял, его самого не было. Вот и встает вопрос: нафига надо его публиковать?

[info]povstanets

February 16 2007, 23:18:33 UTC 5 years ago

как на фига?
сейчас же Февраль!
солжик вписывается за то г., которому суждено умереть в Феврале. они надеются, что он их спасет))

[info]fissile_nuclear

February 18 2007, 15:51:38 UTC 5 years ago

Простите, что вклиниваюсь... Не будучи экспертом-психиатром, рискну тем не менее предположить, что Солженицын - это случай тяжелого расстройства мышления. Не в фигуральном, а в буквальном смысле. Не удивлюсь, если этот "национальный пророк" закончит свои дни в клиническом заведении соответствующего профиля (хотя об этом вряд ли будут распространяться в СМИ). А то, что бред таких явно психопатических личностей печатается и кем-то всерьез обсуждается сегодня, и вправду позволяет говорить о некотором "померкании" общественного сознания. Вызванном, может быть, нехваткой здоровой пищи для мозгов.

[info]povstanets

February 18 2007, 17:48:34 UTC 5 years ago

насчет психопатии не знаю, мне показалось, что он просто глуп. вообще прав т. puffinus - сочетания глупости с манией величия достаточно для создания комического эффекта. то что его печатает официоз говорит только об уровне режима и его пропагандистского аппарата; эти ребята всерьез считают, что солж - это козырь.

[info]warlen

February 19 2007, 10:38:21 UTC 5 years ago

Мне понравилось, как о Солженицыне написал Лимонов в свое время:
http://nbp-info.ru/new/lib/lim_iv/sssr05.html

[info]krupnov

February 27 2007, 21:58:43 UTC 5 years ago

К сожалению, Александр Исаевич, прежде всего, обыватель, пытающийся облаивать СССР, на который он обиделся. И в этом отгадка тех многочисленных несуразностей, которыми полны его тексты - подробнее:http://krupnov.livejournal.com/37013.html
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…